Достижение целей

Основной целью операционной оценки по данному блоку является повышение эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов в части реализации целей и целевых индикаторов стратегических планов и программ развития территорий, а также улучшения эффективности использования бюджетных средств.

Операционная оценка госорганов проводится на основании отчетов о реализации стратегических планов, программ развития территорий и бюджетных программ. 

Итоги операционной оценки, выводы и рекомендации по повышению эффективности деятельности госорганов отражены в заключениях о результатах операционной оценки по блоку, которые формируются уполномоченными на оценку органами.

       

Операционная оценка центральных госорганов

Оценка центральных госорганов проводится по четырем критериям.

Достижение целей стратегического плана оценивается по исполнению каждого целевого индикатора, предусмотренного для достижения соответствующей цели. Коэффициент достижения целевого индикатора рассчитывается путем соотношения фактического значения к плановому. Например, если плановое значение индикатора составляет 80 ед., а факт – 65 ед., то коэффициент достижения рассчитывается следующим образом: 65/80=0,81. В итоге учитывается среднее достижение всех целевых индикаторов, предусмотренных в достижение соответствующей цели. Для примера, расчет коэффициента достижения цели рассчитывается следующим образом: (0,81+0,95+0,98)/3 = 0,91. 

Вместе с тем, при расчете коэффициента достижения целей учитываются наличие фактов перевыполнения индикатора, корректировок плановых значений индикатора в сторону снижения, отсутствие положительной динамики фактического значения по сравнению с прошлым годом. В случае наличия указанных фактов, результат достижения целевых индикаторов умножается на коэффициент 0,9. Так, коэффициент достижения цели с учетом корректирующего параметра рассчитывается следующим образом: ((0,81*0,9)+(0,95*1,0)+(0,98*0,9))/3=0,85.

В целом, корректирующий параметр стимулирует госорганы к качественному планированию и прогнозированию целевых индикаторов.

Кроме того, учитывается эффективность исполнения бюджетных программ.  Так, если в рамках цели стратегического плана реализуется несколько бюджетных программ, то рассчитывается их средняя степень эффективности. Стоит отметить, что эффективность бюджетных программ зависит от того, насколько достигнуты их прямые и конечные результаты и освоены средства.

Также в рамках критерия взаимосвязь цели стратегического плана с бюджетными программами проводится экспертная оценка их взаимосвязи. Анализируется каждый показатель бюджетных программ на взаимосвязь и соответствие с целями и целевыми индикаторами. При этом учитывается качество разработанных показателей прямых и конечных результатов бюджетных программ, их взаимосвязь с целями и целевыми индикаторами, насколько они направлены на их достижение. К примеру, если 2 из 10 показателей соответствующей бюджетной программы не характеризуют достижение целей и целевых индикаторов, то коэффициент взаимосвязи необходимо рассчитать соотношением 8/10. В данном случае, коэффициент взаимосвязи будет равен 0,8. Коэффициент взаимосвязи каждой цели рассчитывается среднеарифметическим значением взаимосвязи всех участвующих в ее достижении бюджетных программ.

Также, в рамках оценки проводится анализ качества и содержания публикаций Гражданского бюджета. В случае несоблюдения требований по публикации на официальных интернет-ресурсах центральных госорганов Гражданского бюджета вычитаются штрафные баллы.  

Операционная оценка местных исполнительных органов

Оценка местных исполнительных органов делится на два компонента: стратегический (достижение целей программ развития территорий) и бюджетный (достижение показателей бюджетных программ).

Уровень достижения целевых индикаторов оценивается по аналогии с оценкой стратегических планов, за исключением корректирующих параметров, которые не предусмотрены в оценке местных исполнительных органов. При этом по стратегическому компоненту максимальная оценка местного исполнительного органа составляет 50 баллов.

Оценка по бюджетному компоненту оценивается по пяти критериям, по которым также присваивается в общей сложности 50 баллов.

В случае достижения всех прямых результатов бюджетных программ,  местному исполнительному органу присваивается 18 баллов, за качественные показатели прямых и конечных результатов – дополнительные 2 балла. 

Если были освоены все бюджетные средства и при этом достигнуты все прямые результаты, на которые они были нацелены, то госорганы получают максимальные 18 балловза эффективность исполнения бюджетных программ. Если прямые результаты достигнуты менее чем на 80%, госорган получает 0 баллов, так как бюджетная программа исполнена неэффективно.

Финансовая дисциплина местного исполнительного органа определяется отсутствием нарушений бюджетного и иного законодательства. Она оценивается по итогам проверок бюджетных программ развития органами государственного аудита и финансового контроля. По этому параметру акиматы могут получить максимум 10 баллов.

За качество и содержание публикаций Гражданского бюджета присваивается 2 балла. По данному критерию оценивается наличие раздела о гражданском бюджете и качество размещаемой информации об исполнении бюджетных программ.  

Для оценки эффективности бюджетного процесса, в том числе за счет привлечения общественности по критерию «Использование новых практик бюджетирования (бюджет народного участия)» применятся бонусный коэффициент. Данный критерий направлен на участие населения в управлении общественными финансами, причастности его к реальному процессу принятия государственных решений и возможности повлиять на эти решения

Кроме того, уполномоченными на оценку органами проводится перепроверка данных на предмет определения достоверности представленной отчетной информации. В случае предоставления несвоевременной, недостоверной и неполной информации, предусмотрен вычет штрафных баллов из итоговой оценки по блоку.