Достижение целей

Целью оценки по данному блоку является повышение результативности использования бюджетных средств в достижении стратегических целей и эффективное решение проблем в сферах деятельности.

Оценка по этим направлениям основывается в первую очередь на отчетной информации самих государственных органов. При этом органы, уполномоченные на оценку, осуществляют перепроверку поступающей информации на предмет достоверности. В случае предоставления информации несвоевременно, недостоверно и неполно государственному органу за каждый случай присваивается по 0,2 штрафных балла.

Кроме этого, источником информации для оценки являются результаты международных рейтингов, а также опроса независимых экспертов.

После завершения оценки формируются заключения с рекомендациями для улучшения деятельности государственного органа.

Методика по оценке эффективности достижения целей и показателей бюджетных программ

Скачать файлы

Методика ДЦ рус.docx  Методика ДЦ рус.pdf

Оценка центральных государственных органов

1. Каждый центральный государственный орган разрабатывает для себя стратегический план. В нем он определяет для себя цели на ближайшие пять лет, а также целевые индикаторы, которые позволяют замерить степень достижения этих целей.

Пример: Цель в стратегическом плане – «Повышение эффективности системы здравоохранения». Целевые индикаторы: «Доля населения, обеспеченного электронными медицинскими картами», «Уровень расходов на первичную медико-санитарную помощь от общего объема средств, выделяемых на государственный объем бесплатной медицинской помощи» и др. 

2. Для того, чтобы достичь поставленных в стратегическом плане целей, все государственные органы разрабатывают бюджетные программы. Бюджетные программы – это план расходования средств на определенную цель за указанный период. Для замера результативности бюджетных программ определяются прямые результаты (количественно измеримые показатели, то, что должно произойти сразу по итогам использования бюджетных средств: построено, приобретено и т.д.) и конечные результаты (результаты, влияющие на социальный эффект, улучшение уровня сферы).

Пример: Цель в стратегическом плане – «Повышение эффективности системы здравоохранения».
Бюджетная программа, направленная на ее достижение – «Реформирование системы здравоохранения».
Прямой результат реализации бюджетной программы – «Количество приобретенного оборудования для создания центров обработки данных» (количественно измеримые показатели, то, что должно произойти сразу по итогам использования бюджетных средств: построено, приобретено и т.д.).
Конечный результат – «Увеличение доли населения, обеспеченного электронными медицинскими картами» (результаты, влияющие на социальный эффект, улучшение уровня сферы).

3. Эффективность деятельности центрального государственного органа зависит от того, насколько были достигнуты цели, и при этом достигнуты намеченные прямые и конечные результаты в рамках выделенных на их реализацию бюджетных средств.

4. Уровень достижения целевых индикаторов стратегического плана оценивается как соотношение плана к факту. Например, план – 80 ед. факт – 65 ед. достижение 65/80=0,81. В итоге учитывается среднее достижение всех целевых индикаторов. Например (0,81+0,95+0,98)/3 = 0,91. То есть уровень достижения цели – 0,91.

5.При этом учитывается, насколько эффективно исполнены бюджетные программы.  Так, если на цель выделено несколько бюджетных программ, то рассчитывается средняя эффективность исполнения этих программ. Эффективность бюджетных программ зависит от того, насколько достигнуты их прямые и конечные результаты и освоены средства.

6. Также проводится экспертная оценка взаимосвязи показателей бюджетных программ с целями  стратегического плана. Анализируется каждый показатель бюджетных программ на взаимосвязь и соответствие с целями и целевыми индикаторами. Учитывается качество разработанных показателей прямых и конечных результатов бюджетных программ, их взаимосвязь с целями и целевыми индикаторами, насколько они направлены на их достижение.

Пример: если по бюджетной программе 2 из 10 показателей не характеризуют достижение цели и целевых индикаторов, то коэффициент взаимосвязи необходимо рассчитать отношением 8/10. В данном случае коэффициент взаимосвязи будет равен 0,8).

Коэффициент взаимосвязи каждой цели рассчитывается среднеарифметическим значением взаимосвязи всех участвующих в ее достижениибюджетных программ.

7. При выполнении плановых значений по всем компонентам оценки (достижение целевых индикаторов и показателей прямых и конечных результатов бюджетных программ) максимальный балл государственного органа теоретически может составить 100 баллов.


Оценка местных исполнительных органов

Оценка местных исполнительных органов делится на два направления: достижение стратегических целей госоргана и эффективное использование бюджетных средств.

Оценка достижения стратегических целей госоргана оценивается следующим образом:

1.Каждый местный исполнительный орган разрабатывает для себя план развития территории.  В нем он определяет для себя цели на ближайшие пять лет, а также целевые индикаторы, которые позволяют замерить степень достижения этих целей. Эффективность стратегического планирования местных исполнительных органов определяется достижением поставленных целей и целевых индикаторов в плане развития территории. Уровень достижения целевых индикаторов оценивается как соотношение плана к факту. Например, план – 80 ед. факт – 65 ед. достижение 65/80=0,81. В итоге учитывается среднее достижение всех целевых индикаторов. Например (0,81+0,95+0,98)/3*50 баллов=45,6 балловПо направлению оценки стратегического планирования максимальный балл госоргана теоретически может составить 50 баллов.

Оценка эффективности использования бюджетных средств зависит от трех параметров: достижение прямых результатов бюджетных программ, эффективность исполнения бюджетной программы (соотношение освоения бюджетных средств и достижения прямых результатов бюджетных программ) и финансовая дисциплина:

1. Если достигнуты все прямые результаты бюджетных программ, то акимат получает 18 баллов, за качественные показатели прямых и конечных результатов – еще 2 балла, итого 20 баллов.

2. Если были освоены все бюджетные средства и при этом достигнуты все прямые результаты, на которые они были нацелены, то  госорганы получают максимальные 20 баллов за эффективное исполнение бюджетных программ. Если при полном освоении бюджета, прямые результаты достигнуты менее, чем на 90,1%, госорган получает 0 баллов. Считается, что он исполнил бюджетную программу неэффективно.

3. Финансовая дисциплина местного исполнительного органа определяется отсутствием нарушений бюджетного и иного законодательства. Она оценивается по итогам проверок бюджетных программ развития органами государственного аудита и финансового контроля. По этому параметру акиматы могут получить максимум 10 баллов.