Организационное развитие

Министерства и акиматы - это организации, и как в любой организации у них есть внутренние факторы повышения эффективности работы. Блок «Организационное развитие» создан для стимулирования таких внутренних факторов. На данный момент в этом блоке оценивается, как государственный орган использует ИТ-системы в своей работе и как управляет персоналом. 

Методика по оценке эффективности организационного развития государственный ударственных органов

Скачать файлы

Методика оценки ОР Методика оценки ОР

Управление персоналом

Оценка эффективности по направлению "Управление персоналом" осуществляется уполномоченным органом по делам государственной службы по следующим критериям:

  • Критерий «Кадровый потенциал государственного органа». Включает в себя 6 показателей. Максимальная оценка может составить 30 баллов.
  1. Показатель  «Чистая сменяемость персонала» замеряет отток кадров с госслужбы. В том случае, если число уволившихся с госслужбы сотрудников превышает установленный Методикой уровень (9%), то госоргану присваивается 0 баллов по показателю и считается, что деятельность государственного органа в данном направлении не является эффективной. Если же в госоргане созданы все необходимые условия для работы персонала и отток кадров отсутствует, максимальная оценка может составить 10 баллов.
  2. Показатель  «Стабильность кадрового состава»  замеряет число сотрудников проработавших более 3-х лет в системе данного государственного органа. Стабильность и устойчивость в системе государственной службы проявляется в сокращении текучести кадров, сохранении профессионализма государственных служащих, преемственности и опыта. Чем больше количество сотрудников длительное время работающих в госоргане, тем выше оценка по данному показателю, которая максимально может составить 5 баллов.
  3. Показатель «Сменяемость впервые принятых служащих» направлен на оценку сменяемости недавно назначенных сотрудников в государственные органы. Чем меньше число уволившихся впервые принятых сотрудников, тем выше оценка по данному показателю, которая максимально может составить 5 баллов.
  4. Показатель «Выходное интервью» замеряет количество лиц заполнивших выходное интервью из числа, уволившихся по собственному желанию. Если же более 50% сотрудников связывают свое увольнение с негативными аспектами деятельности госоргана  (нарушение этических норм сотрудниками и др.) то из результата оценки вычитается 1 штрафной балл. Чем больше уволившихся сотрудников заполняют выходное интервью, тем выше оценка по данному показателю, которая максимально может составить 5 баллов. 
  5. Показатель «Гендерный состав» замеряет представленность женщин на руководящих должностях оцениваемого государственного органа. В том случае если женщины занимают 30 % и более от числа всех руководящих должностей, госоргану присваивается максимальная оценка по данному показателю - 5 баллов.
  6. Штрафной показатель «Замещение вакантных административных должностей  корпуса «А». Своевременное замещение вакансий корпуса «А» необходимо  для обеспечения бесперебойной работы государственных органов и укрепления  института кадрового резерва корпуса «А». Если в государственном органе не замещается вакансия корпуса «А» более 3 месяцев в течение календарного года, то госоргану присваивается 1,5 штрафных балла.


  • Критерий «Организация труда» включает в себя 6 показателей. Максимальная оценка может составить 30 баллов.
  1. Нормированность труда. Если госорганом не допускаются переработки своих сотрудников, а также если каждый госслужащий не работал более 8 часов и 59 мин в выходные и праздничные дни в течение календарного года, то госоргану присваивается максимальная оценка 15 баллов.  
  2.  Показатель «Удовлетворенность условиями труда» замеряется в рамках опроса госслужащих, который направлен на определение уровня обеспечения служащих необходимыми условиями для надлежащей работы. Максимальная оценка по показателю может составить 5 баллов. 
  3. Показатель «Управленческие практики в государственном органе». Через опрос госслужащих определяются меры принимаемые руководством госоргана для улучшения рабочих процессов, насколько корректно даются поручения и устанавливаются сроки их реализации. Опрос состоит из 6 утверждений. Максимальная оценка по показателю может составить 5 баллов. 
  4.  Показатель «Обучение государственных служащих» замеряет количество госслужащих прошедших повышение квалификации и переподготовку из числа лиц подлежащих обучению и переподготовке в оцениваемом периоде. Максимальная оценка по показателю может составить 5 баллов. 
  5. Бонусный показатель «Стратегическое кадровое планирование» оценивает стратегическое управление человеческими ресурсами и кадровую политику государственного органа. При наличии у государственного органа утвержденной Стратегии управления персоналом, присваивается 1,5 бонусных балла. 
  6. Бонусный показатель «Использование системы «Е-кызмет» оценивает общее количество кадровых документов, обработанных в «Е-кызмет» в автоматическом режиме. Максимальное значение по бонусному показателю составляет 1,5 балла.


  • Критерий «Меритократия и организационная культура» включает в себя 6 показателей. Максимальная оценка может составить 40 баллов.
  1. Показатель «Прозрачность конкурсных процедур» оценивает количество проведенных конкурсов на вакантные места с участием независимых наблюдателей. Чем больше конкурсов проведено с участием независимых наблюдателей, тем выше оценка государственного органа. Максимальная оценка по показателю может составить 10 баллов. 
  2. Показатель «Соблюдение меритократии». Оценка проводится на основе результатов опроса госслужащих. Опрос состоит из 4 утверждений. По анализу данных опроса имеется возможность отследить общую картину в государственных органах по соблюдению принципов меритократии и обеспечению наибольшей эффективности, продуктивности деятельности каждого сотрудника.  Максимальная оценка по показателю может составить 10 баллов. 
  3. Показатель «Карьерный рост». Оценка внутренних и внешних общих конкурсов на вакантные места на предмет карьерного продвижения «своих сотрудников» позволит проанализировать, в  каких госорганах «взращивают» профессионалов. Чем больше количество вакантных вышестоящих позиций занято собственными сотрудниками, тем выше оценка государственного органа. Максимальная оценка по показателю может составить 10 баллов. 
  4. Показатель «Прозрачность поощрения в госоргане». Оценка проводится на основании опроса анонимного опроса государственных  служащих, в результате которого выявляется наличие/отсутствие фаворитизма в коллективе при распределении премий и надбавок, наличие системы справедливого материального вознаграждения  за переработки и нагрузки.  Максимальная оценка по показателю может составить 5 баллов. 
  5. Показатель «Этика и взаимоотношения в коллективе» в рамках анонимного опроса государственных  служащих оценивает взаимоотношения внутри коллектива. Опрос направлен на оценку психологического климата внутри государственного органа. Максимальная оценка по показателю может составить 5 баллов. 
  6. Бонусный показатель «Уровень знания языков». Данный показатель замеряет количество государственных служащих успешно сдавших экзамены на знание государственного и/или иностранных языков. Максимальное значение по данному показателю составляет 1,5 балла.


Применение информационных технологий

Оценка по данному направлению проводится с целью повышения эффективности государственных служащих при выполнении функций и задач, а также для обеспечения перевода государственных услуг в электронный формат. Применение информационных технологий способствует сокращению трудозатрат, бумажного документооборота, повышению прозрачности действий государственных служащих (за счет того, что все действия в системе фиксируются). Для совершенствования функционирования государственных органов разрабатываются специализированные информационные системы. Есть системы ведомственные – направленные на деятельность конкретного государственного органа (к примеру, Е-Собес), есть межведомственные – связывающие все государственные органы между собой (ЕСЭДО – единая система электронного документооборота).

Источником информации для проведения оценки являются отчетные данные, предоставляемые оцениваемыми государственными органами.

Согласно новой Методики оценка по применению информационных технологий будет проводиться по следующим критериям и показателям.

  • Критерий «Наполнение архитектурного портала»

По данному критерию оценивается насколько госорганы в полной мере разместили соответствующую документацию к имеющимся информационным системам и ресурсам. Если размещен полный пакет документов по всем системам, то государственному органу присваивается максимум 30 баллов.

  • Критерий «Функциональная работоспособность информационных систем»

При создании информационной системе в соответствующей документации закладывается функциональная часть, т.е. какие функции система должна исполнять. Оценка по данному критерию проводится на основе анализа заявленных и фактически реализуемых функций информационных систем. В случае если система выполняет все заявленные функции, государственному органу присваивается максимум 20 баллов.

  • Критерий «Эффективность информационных систем государственных органов»

Также как и при оценке функциональной работоспособности информационной системы, оценка по данному критерию направлена на выявление фактического достижения эффектов от заявленных в технико-экономическом обосновании к системе. То есть, если эффектом внедрения системы должна была стать экономия расходов на бумагу на 20%, и в госоргане действительно сокращен закуп бумаги на 20%, госоргану присваивается максимум 20 баллов.

  • Критерий «Автоматизация » автоматизация функций государственных органов

За каждым государственным органом по положению закреплен перечень функций. Исходя из данного перечня, государственный орган утверждает перечень функций, подлежащих автоматизации. Оценка по данному показателю проводится определением доли фактически автоматизированных функций из числа подлежащих автоматизации. В случае если госорганом автоматизированы все возможные функции, ему присваивается максимум 20 баллов.

  • Критерий «Использование Интранет-портала государственных органов»

            Оценка по данному критерию состоит из 2 показателей:

  1. По показателю «Наличие утвержденного перечня информации госорганов, подлежащих публикации в модуле Библиотека документов» если в госоргане имеется утвержденный перечень, присваивается 3 балла, при его отсутствии 0 баллов.
  2. По показателю «Степень наполнения папки оцениваемого государственного органа согласно перечню» в случае если опубликовано 100% документов присваивается 7 баллов, если 70% и более – 5 баллов, при наличии менее 70% информации – 0 баллов