Оценка эффективности государственного управления в Канаде

Опыт Канады в оценке госорганов

Оценка эффективности государственного управления в Канаде Источник фото —

Оценка в Канаде была создана в нескольких юрисдикциях по следующим причинам: 1) помогать политическим лицам, принимающим стратегические решения, 2) обеспечить эффективность и подотчетность и 3) обеспечить лиц, принимающих решения, информацией об эффективности реализуемых программ.

-В Канаде в разное время были сделаны попытки поиска баланса между этими приоритетами, что привело к созданию Системы оценки.

Система оценки эффективности государственного управления в Канаде берет свое начало в 1977 году, когда передовые страны Британского содружества, в число которых входит Канада, одними из первых начали применять такие критерии как тщательное составление и достижение стратегических показателей в своей работе.

За основу было взято планирование качественных и количественных показателей. Уделялось внимание разработке системы обратной связи, то есть отслеживанию того, чтобы информация, полученная из показателей определенного периода, использовалась и при составлении стратегических планов на последующие годы.

Оценка эффективности деятельности госорганов Канады проводилась не ради оценки и получения рейтинга, а в целях улучшения деятельности своих ведомств на следующих этапах развития. Также посредством оценки достижения результатов стратегических планов государственных ведомств определялась и оценка руководителей отделов и департаментов.

Необходимо отметить, что оценка в Канаде тесно связанна с институтом парламентаризма. Оценка и создавалась в большей степени для отчетности перед Парламентом и защите там государственных программ.

В 1978 была создана структура – Офис Генерального Контролера (Office of the Comptroller General) при Секретариате Совета Казначейства Канады, в функции которого входила оценка и выработка предложений по улучшению деятельности госорганов. В 1983 году введена должность Department Comptroller – Контролер Департамента, в задачи которого входило проведение внутреннего аудита и улучшение работы тех ведомств, в которые их назначили. Однако в 80-х годах, оценка протекала вяло и со стороны госорганов воспринималась как рутина.

С 1994 года канадская система оценки претерпевает ряд качественных улучшений, основой которых стала оценка эффективности, основанная на связке внутреннего аудита с внешней оценкой. Однако новая система не оправдала ожиданий.

В 2000-х система оценки снова претерпевает изменения, внутренний аудит и внешняя оценка опять разделяются. Внешняя оценка и внутренний аудит стали базой в работе улучшения деятельности государственных ведомств Канады.

На сегодняшний день, с 2003 года функционирует объединенная и более совершенная система оценки – Система подотчетности руководства (MAF, Management Accountability framework).

MAF представляет собой концепцию управления показателями эффективности, которая используется в рамках федерального правительства для обеспечения подотчётности заместителей глав ведомств и повышения качества методик управления. В международном смысле, MAF рассматривается в качестве одной из наиболее сложных систем управления.

Цели MAF:

  •   Прояснение ожидаемых результатов управленческой деятельности для заместителей глав ведомств и уведомление о текущем диалоге по приоритетам управления.
  •   Предоставление всестороннего и комплексного обзора состояния методик и задач управленческой деятельности.
  •   Оценка выполняется ежегодно Секретариатом Совета Казначейства Канады (TBS), и основывается на данных, представляемых федеральными организациями.
  •   Все основные федеральные департаменты и треть небольших учреждений оцениваются на принципах чередования, что составляет от 45 до 50 организаций каждый год.
  •   Тщательная оценка подготавливается экспертами TBS, а её проект обсуждается с департаментами перед выполнением.
  •   Результаты используются в качестве входных данных для ежегодной оценки заместителей глав ведомств.
  •   Сводные данные по окончательной проверке доступны для общественности.
  •   поощрения высоких показателей путём определения целей, которые привязаны к корпоративным планам, целям правительства и управленческим компетенциям;
  •   признания и премирования при высоких показателях, и обнаружения неудовлетворительных показателей; и
  •   разработки концепции, в пределах которой может быть применён последовательный и справедливый подход к управлению показателями эффективности. 

Рис. 1. Концепция MAFРис. 1. Концепция MAF

Изначально MAF представляла собой «концепцию диалога» между Секретарём Совета Казначейства и заместителями глав ведомств. За восемь лет развития MAF превратилась в ключевой инструмент надзора за управленческой структурой, позволяющий оценить объём и эффективность работ управленческих структур департаментов и учреждений.

MAF оказывает непосредственное влияние на обязательства заместителей глав ведомств по результативности работы и на оплату их труда.

В настоящее время MAF формирует представление различных управленческих реформ в виде 10 направлений деятельности, за которые отвечает каждый заместитель главы ведомства.

MAF представляет собой тщательный и непрерывный процесс оценки:

 Секретариат Совета Казначейства оказывает поддержку департаментам в рамках процесса MAF путём предоставления инструментов, руководств и консультаций, а также путём активизации изменений передовых методик.

MAF предоставляет основные входные данные для ежегодной оценки заместителей глав департаментов Правительства Канады. Все заместители должны принять на себя обязательства по достижению поставленных целей управленческой структуры, которые определены в концепции MAF.

Рис 2. Процесс оценки MAF – Основные этапыРис 2. Процесс оценки MAF – Основные этапыСлужба Тайного Совета, выступая в качестве части Программы управления эффективностью, несёт ответственность за мониторинг эффективности работы заместителя главы ведомства с целью:

Входные данные концепции MAF являются одним из трёх элементов управления эффективностью, используемых для оценки результативности заместителей.

Анализ показывает, что, в целом, концепция MAF помогает федеральному правительству улучшать качество управления.

Концепция MAF меняет режим руководства департаментами – организации могут прилагать совместные усилия для улучшения своих показателей в рамках концепции MAF.

Заместители глав ведомств используют концепцию MAF для содействия своим управленческим обязанностям, а также для повышения показателей эффективности управления совместно со своей исполнительной группой.

Концепция MAF позволяет оценить эффективность и производительность управленческой структуры в ключевых областях:

  1.         Ценности и этика
  2.         Нацеленность на результаты
  3.         Руководство и планирование
  4.         Ориентированность обслуживания на граждан
  5.         Внутренний аудит
  6.         Оценка
  7.         Финансовое управление и контроль
  8.         Управление безопасностью
  9.         Комплексное управление рисками
  10.     Управление кадрами
  11.     Снабжение
  12.     Управление информацией
  13.     Информационная технология
  14.     Управление активами
  15.     Инвестиционное планирование и управление проектами (полнота документации и процедуры планирования инвестиций департамента, Подтверждение процедуры определения очередности для инвестиций департамента, Непрерывное улучшение процедуры планирования инвестиций, Подтверждение надлежащего и эффективного использования ресурсов проекта).

Рис.3 Концепция MAF помогает федеральному правительству улучшать качество управленияРис.3 Концепция MAF помогает федеральному правительству улучшать качество управленияОсновные выводы

Учитывая схожесть страновых факторов Казахстана и Канады, опыт Канады по оценке эффективности можно признать наиболее приемлемым для системы государственного управления Республики Казахстан.

В условиях глобального кризиса экономика Канады продемонстрировала высокую степень устойчивости. После выхода из рецессии Канада улучшила свои позиции в списке мировых лидеров по объему ВВП и инвестиционной привлекательности. Так, в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума Канада за 2008-2012 гг. улучшила свою позицию на 1 пункт (с 13 до 12 места).

Канада прошла фазу рецессии быстрее и легче большинства других развитых стран. В начале посткризисного периода она улучшила свои позиции в списке мировых лидеров по объему ВВП и показателям ВВП в расчете на душу населения. Валовой внутренний продукт Канады в 2010 г. составил около 1,6 трлн. долл. США. По данным Международного валютного фонда, Канада в 2010 году по масштабам экономики заняла 9-е место в мире (Казахстан – на 54-м месте).

Показатель ВВП в расчете на душу населения, отражающий уровень развития экономики и благосостояния граждан, в 2010 году достиг примерно 45,9 тыс. долл. США. В этом плане Канада уступает Соединенным Штатам (47,1 тыс. долл.), но превосходит все остальные страны, входящие в «семерку» ведущих рыночных экономик (Японию, Великобританию, Германию, Францию и Италию).

В 2011 году Канада также поднялась на более высокие строчки среди лидеров в рейтингах инвестиционной привлекательности и эффективности государственного регулирования с точки зрения создания благоприятных условий для ведения бизнеса.

Анализ канадской модели, позволяет извлечь ряд уроков, применение которых возможно адаптировать для казахстанской системы.

1. Доступность оценки высшему руководству страны, госорганам.

Проводимая оценка доводится до сведения высшего руководства.

Управление, сосредоточенное на результате, требует повышения культуры, а реализация программ требует времени и непрерывного внимания.

Оценка показателей эффективности управления должна быть основана на реальных фактах, являться конструктивной и содействовать непрерывному улучшению, а не выступать в роли инструмента для наложения штрафов на организации. Кроме того, сдельная заработная плата руководства госорганов может быть связана с показателями эффективности управления.

При этом инструменты оценки должны всегда поддерживаться в актуальном состоянии, а работа должна выполняться с привлечением задействованных в оценке структур.

2. Канадская система позволяет сравнивать организации, повышать качество межведомственной связи, взаимодействия и обмена передовыми методиками. Ежегодный цикл оценки создаёт импульс для изменений.

Необходимо отметить, что система оценки в Канаде тесно связанна с институтом парламентаризма. Канадская оценка и создавалась в большей степени для отчетности и защите государственных программ в Парламенте.

3. К основным преимуществам канадской модели оценки можно отнести тот факт, что результаты оценки помогают исполнительным комитетам и центральным ведомствам в определении приоритетов и перераспределении ресурсов. Оценка способна предложить понимание и подробную информацию, необходимые для поддержки усовершенствованных методов управления и достижения результатов.

4. Система оценки Канады является внешней. Это позволяет избежать влияния субъективных факторов, допускаемых при внутренней оценке. Также это позволяет оценивающим структурам рассмотреть деятельность оцениваемого ведомства со стороны – увидеть несоответствия в логике его процессов, распределении ресурсов и т.д.

5. Независимость оценки и преемственность. Система оценки в Канаде развивалась в течение 30 лет, обеспечивая накопление позитивного опыта, эволюционность и преемственность элементов системы.

С целью обеспечения указанных качеств для казахстанской системы оценки, необходимо также сохранить преемственность и эволюционность ее элементов.

Оценка в Канаде проводится независимым уполномоченным органом (Секретариат Казначейства), что обеспечивает ее независимость и повышает объективность.

 

Ниже представлена Канадская система подотчетности руководства в госорганах (ManagementAccountabilityFramework - MAF)

 Также представляются другие материалы по опыту оценки госуправления Канады


Опубликовано: 17.02.2014 | 14:28

Обновлено: 20.03.2014 | 21:45

Метки: Канада, Качество госаппарата

Категории: Международный опыт

Просмотров: 1929

blog comments powered by Disqus

Другие материалы по теме

Поиск по меткам

  • image

  • image

  • image

  • image

  • image

  • image

  • image

  • image

  • image

  • image

Авторизация

Разработано совместно с Ext-Joom.com