Бюджеттік қаражатты тиімді басқару – мемсаясатты табысты іске асырудың негізгі кепілі

Финансы Казахстана журналы, №11-12

Бюджеттік қаражатты тиімді басқару – мемсаясатты табысты іске асырудың негізгі кепілі Система оценки позволит анализировать обоснованность использованных объемов финансовых средств

Создание эффективной системы государственного управления, а также формирование компактного и профессионального Правительства, является приоритетной задачей государства. 

Развитие системы государственного планирования в Казахстане берет свое начало в 1997 году, когда впервые была представлена Программа развития Казахстана до 2030 года, озвученная в Послании Президента страны народу Казахстана.

Начиная с 2007 года, проводится масштабное реформирование системы государственного управления, основной задачей которого является повышение эффективности деятельности государственного аппарата за счет внедрения новой модели государственного планирования и бюджетирования, ориентированного на результат.

Так, в 2009-2010 годах в Казахстане внедрены новая система государственного планирования и Система оценки эффективности деятельности госорганов.

Система ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы (далее – Система оценки) утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954.

Данным Указом была заложена основа института оценки эффективности деятельности государственных органов, как неотъемлемой части государственного управления. Определены принципы, система органов, направления оценки эффективности и порядок ее проведения, а также ответственность участников оценки.

Основной целью оценки эффективности деятельности государственных органов является рост благосостояния населения посредством повышения эффективности реализации возложенных на государственные органы задач и функций.

Эффективность управления бюджетными средствами напрямую влияет на реализацию задач, достижение поставленных целей развития отрасли, региона, страны в целом.

К примеру, наиболее зрелый и зарекомендовавший себя Канадский опыт показывает, что только за последние 7 лет реализации системы оценки экономия бюджетных средств составила около 10 млрд. долларов.

Казахстанский подход к оценке управления бюджетными средствами также предполагает качественный переход от управления расходами к управлению конечными результатами.

Эффективное управление бюджетными средствами характеризуется:

    • качеством планирования и организации исполнения бюджета, ориентированного на результат;
    • соблюдением финансовой дисциплины и законодательства при исполнении бюджета;
    • эффективностью принимаемых контрольных и превентивных мер и развитием системы внутреннего контроля (аудита);
    • повышением качества выполнения организационных мероприятий по исполнению бюджета (госзакупки, принятие НПА, своевременный ввод планируемых объектов);
    • обеспечением выполнения стратегических целей, задач и достижения ожидаемых результатов.

Одним из 7 направлений оценки является «Управление бюджетными средствами», которая реализуется в соответствии с Методикой оценки, утвержденной приказом Министерства финансов РК от 10 января 2012 года №9 по 12 критериям и оценивается по 100 бальной шкале.

Оценка позволяет провести комплексный анализ сильных и слабых сторон в деятельности госорганов по  управлению бюджетными средствами.

Перед госорганами ставится задача постепенной переориентации деятельности с формального освоения бюджетных средств на получение конкретных результатов. В этой связи в 2013 году в Методику оценки внесены изменения, предусматривающие увеличение доли критериев оценивающих эффективность исполнения бюджетных программ.

Кроме того, по результатам оценки были внесены соответствующие изменения и дополнения в бюджетное законодательство, в Закон Республики Казахстан «О государственных закупках».

Также в соответствии с поручением Главы государства были разработаны  Концепция внедрения государственного аудита и Концепция новой бюджетной политики, ведется разработка проекта Закона «О государственном аудите в Республике Казахстан».

В Послании народу Казахстана «Стратегия Казахстан-2050. Новый политический курс состоявшегося государства» Главой государства было указано на необходимость создания комплексной системы государственного аудита на основе самого передового мирового опыта и необходимости добиться соблюдения строжайшей финансовой дисциплины и жесткого контроля за эффективным использованием бюджетных средств и достижением результатов.

В целом, по итогам оценки эффективности за 2012 год можно судить о наличии ряда положительных тенденций по данному направлению.

Следует отметить, что центральные госорганы в 2012 году, а также на протяжении всех 3 лет проведения оценки, признаны более эффективными в части управления бюджетными средствами по сравнению с акиматами.

Несмотря на то, что увеличение количества проверок в 2012 году в 2 раза и объема охваченных контролем средств, средняя доля нарушений, выявляемых органами госфинконтроля сократилась.

Улучшено исполнение пунктов годовых планов госзакупок (с 95,9% в 2010 году до 99,2% в 2012), а также исполнение объемов средств планов госзакупок (с 97,7 в 2011 году до 98,2% в 2012).

В отчетный период, в целом, по всем оцениваемым госорганам впервые за 3 года оценки отмечено снижение объемов неосвоенных средств.

Вместе с тем, проведенная оценка показала также наличие негативных тенденций, которые сложились в сфере управления бюджетными средствами.

Первое. Ухудшение качества бюджетного планирования в госорганах, некачественная проработка бюджетных заявок, приводящая к планированию необоснованных и завышенных расходов бюджетных средств.

Об этом свидетельствует рост объемов перераспределенных средств администраторов бюджетных программ, объемов дебиторской задолженности, а также наличие все еще значительного объема неосвоенных средств.

Второе.   Снижение результативности и эффективности использования бюджетных средств в акиматах.

Отмечается ухудшение эффективности расходования бюджетных средств на местах, следствием чего является почти полное использование предусмотренных средств, при значительном недостижении планируемых показателей.

За 2010-2012 гг. средняя степень достижения показателей прямых результатов бюджетных программ по всем госорганам сократилась на 3,4 процентных пункта, из которых значительный негативный вклад в данную тенденцию внесли местные исполнительные органы.

Третье.   Ухудшение качества проработки показателей результативности бюджетных программ.

За отчетный период на 5,1 процентных пункта возросла доля бюджетных программ, содержащих показатели результативности, не отвечающие критериям качества. Из 873 оцениваемых бюджетных программ, реализуемых центральными и местными государственными органами в 2012 году, 205 содержали некачественные показатели прямых и конечных результатов.

Четвертое.   Снижение уровня реагирования госорганов по принятию мер в целях устранения выявленных нарушений.

В 2012 году отмечается низкий уровень реагирования госорганов по устранению выявленных органами государственного финансового контроля нарушений, требующих восстановления и возмещения сумм нарушений в бюджет, а также исполнение в установленные сроки представлений  и постановлений органов госфинконтроля.

Пятое. Низкий уровень организация исполнения бюджета.

В отчетный период отмечается рост  уровня удорожания стоимости бюджетных инвестпроектов и несоблюдение сроков сдачи объектов.

В 2012 году в среднем по всем госорганам сметная стоимость бюджетных инвестиционных проектов возросла на 21,9%.

При этом, если в 2010-2011 гг. удорожание составляло в среднем 16‑18%, то в 2012 году — почти 22%.

За отчетный период увеличилась доля несвоевременно сданных объектов 22,8% (791 объект из 3472, планируемых к сдаче), в 2011 году доля подобных объектов составляла 16%.

При этом, как по центральным, так и по местным исполнительным органам доля несвоевременно введенных объектов фактически одинакова.

Отмечен рост в 2 раза кредиторской задолженности. Указанные факты свидетельствует о недостаточном  контроле и мониторинге госорганов за деятельностью поставщиков товаров, услуг и работ.

Шестое. Низкая эффективность деятельности служб внутреннего контроля (СВК) в  госорганах.

В госорганах не на должном уровне обеспечение превентивных мер по повышению эффективности использования средств СВК. Около 40% СВК не охватили планами контрольных мероприятий все свои функции,  планы составлены без учета системы управления рисками  в 52% (6 ведомствах и 14 регионах)  госорганах.

Низкий уровень контроля за выполнением рекомендаций по результатам контроля СВК, их исполнение в установленные сроки по всем госорганам составило лишь 91%. Не соответствуют стандартам 16,7% проверенных заключений СВК.

Итоги оценки также  влияют на совершенствование самой Методики.

Ежегодно по предложениям госорганов вносятся поправки, а также снижается вес процессных показателей и усиливаются критерии оценки результатов и эффективности исполнения бюджетных программ.

В долгосрочной перспективе Система оценки позволит анализировать обоснованность использованных объемов финансовых средств, человеческих ресурсов, примененных технологий и т.д. для достижения каждой поставленной цели, а также достаточность, актуальность и своевременность методов их использования.

И.о. заведующего Сектором

оценки управления бюджетными средствами

Тасеменова Г.Б.

журнал Финасы Казахстана, №11-12 (35-36), ноябрь-декабрь 2013 года


Жарияланған: 26.12.2013 | 12:59

Жаңартылған: 14.04.2014 | 17:50

Белгі: Мемаппарат сапасы, Қаржы

Категориялар: Орталықтың басылымдары және материалдары

Көрілді: 495

blog comments powered by Disqus

Другие материалы по теме

Белгі бойынша

  • image

  • image

  • image

  • image

  • image

  • image

  • image

  • image

  • image

  • image